пʼятницю, 19 березня 2021 р.

Верующий вольнодумец, или русский киевлянин

Сегодня день рождения Николая Бердяева (спасибо Константину Сигов за напоминание), религиозного и политического философа, которого принято считать русским философом. Я бы назвал его киевским русским и по происхождению и по духу свободы, которую он воспевал.

Родился Н. Бердяев в Обухове под Киевом, с детства жил в Киеве, учился в Киевском университете, где и был впервые арестован за участие в студенческих беспорядках и сослан в Россию, откуда после большевистской революции был выслан во Францию, где стал всемирноизвестным и умер.

Вот, что он пишет в своей философской автобиографии "Самопознание": "Наша семья, хотя и московского происхождение, принадлежала к аристократии юго-западного края, с очень западными влияниями, которые всегда были сильны в Киеве. Особенно семья моей матери была западного типа, с элементами польскими и французскими. В Киеве всегда чувствовалось общение с Западной Европой".
А на картинках мои любимые цитаты, во многом определяющие тот тип религиозности, который мы сегодня называем открытым православием. Кстати, Бердяев после революции основал "Вольную академию духовной культуры", которая просуществовала 3 года и о которой он писал: "Значение Вольной академии духовной культуры было в том, что в эти тяжёлые годы она была, кажется, единственным местом, в котором мысль протекала свободно и ставились проблемы, стоявшие на высоте качественной культуры. Мы устраивали курсы лекций, семинары, публичные собрания с прениями..." (ничего не напоминает?
Відкритий Православний Університет Святої Софії-Премудрості
😉 )

А еще на всю жизнь запомнил, как во время последнего (для меня) выступления и достаточно эмоциональных прений на заседании Священного Синода я услышал в свой адрес от председательствующего митрополита удивленно-утверждающе-предостерегающее: "Так Вы вольнодумец?!" Он ведь даже не понял, что для меня это комплемент, ведь в голове моментально промелькнуло: "Да, верующий вольнодумец"
😉

P.S. Этот текст я сохранил себе в блог на память из Facebook, где комментарий Владимира Волковского побудил меня взять с полки еще одну книгу Бердяева. Выношу наш диалог сюда:

Мой любимый философ и один из трех моих духовных отцов...

А еще хочу сказать, что у него моя любимая метафизика - свобода первенствует бытию, Бог не есть бытие, Бог есть свобода, das Ungrund, без-основность. 
Ну и "Истоки и смысл русского коммунизма" - мой любимый русофобский текст )))
Не говоря уже от том, что его брат - украинофил.

Wołodymyr Wołkowski
, "Истоки и смысл русского коммунизма", пожалуй первая книга Бердяева изданная в 1990-м еще в СССР массовым тиражем (в моем экземпляре значится "доп.тираж 100 000"!) и поразившая меня, тогда студента первого курса философского ф-та, ясностью понимания автором коммунизма как политической религии и сродности коммунизма с фашизмом (книга задуманная в 1933!!!, вышла в 1937-м!!!). Пошел, взял ее с полки, открыл наугад и прочел вот такое, подчеркнутое мною ещё в 1990-м: "Сталинизм, т.е. коммунизм периода строительства, перерождается незаметно в своеобразный русский фашизм. Ему присущи все особенности фашизма: тоталитарное государство, государственный капитализм, национализм, вождизм и, как базис, - милитаризованная молодежь... По объективному своему смыслу происходящий процесс есть процесс интеграции, собирание русского народа под знаменем коммунизма".

Георгій Коваленко
 и это для меня доказательство идеальной прозорливости, а значит, качество философской системы - идеально точный анализ.

Немає коментарів:

Дописати коментар