«Киевский
патриархат ради объединения с УПЦ готов отказаться от своего патриарха?
Репортаж с Поместного Собора» - именно так пафосно СМИ сообщили об изменениях
в уставе УПЦ-КП. Но, действительно ли, заботой о преодолении разделения в украинском
Православии продиктованы эти изменения в структуре «Киевского патриархата»? И
не являются ли столь популярные в СМИ разговоры о «необходимости единой
поместной» умелым прикрытием истинных целей административных решений.
Рассмотрим все
спокойно и реалистично.
Решается ли в
результате принятых решений проблема уврачевания раскола в украинском
Православии? Однозначно, нет.
Ее решение
переносится на период после смерти «патриарха Филарета» на «объединительный
собор УПЦ и УПЦ-КП». При этом, принимается решение не избирать нового патриарха
до этого собора. Но патриарший наместник, который должен управлять УПЦ-КП и
подготовить этот объединительный собор избирается уже сейчас, при жизни
патриарха.
Таким образом,
разделение не преодолевается, а консервируется. Более того, предотвращается
всякая борьба за лидерство в «киевском патриархате», т.к. должность «патриарха
УПЦ-КП» фактически упраздняется, а традиционный для Православных Церквей
«местоблюститель патриаршего престола», который избирается после смерти
предстоятеля, и главной задачей которого должна быть организация проведения
собора по избранию нового предстоятеля, заменяется прижизненным «патриаршим
наместником», которому становиться чрезвычайно выгодно многолетнее
здравствование «спокойно рассуждающего о своей скорой смерти» Филарета.
А
«пророческое» видение будущего «объединительного собора УПЦ и УПЦ-КП»
напоминает известную притчу о том, как Ходжа Насреддин собирался научить
говорить осла. Почему?
Во-первых,
никакой объединительный собор УПЦ и УПЦ-КП невозможен до тех пор, пока епископы
УПЦ являются каноническими (признанными всей Православной Церковью) епископами,
а «епископы» УПЦ самопровозглашенными и самопризнанными. Возможность признания
епископата УПЦ-КП, например, Константинопольским Патриархатом – это красивая
мечта раскольников, в которую верила Администрация Президента Ющенко, но
которая разбилась о реальный визит Вселенского Патриарха в Киев в 2008 году и
его реальные заявления о принципах и путях преодоления раскола.
Во-вторых, нет
никаких оснований утверждать, как это сделал Филарет, что на объединительный
собор пойдет часть епископата УПЦ, а другая часть откажется. Это означало бы
раскол самой УПЦ. А о том, что путь раскола непродуктивен, свидетельствует
пример той же УПЦ-КП, вынужденной постоянно искать пути восстановить единство с
Вселенским Православием. Дополнительно в пользу нереальности такого сценария говорит
хотя бы то, что за более чем 20 лет существования раскола ни один из епископов
УПЦ к нему не присоединился, а раскольнические епископы при любой возможности
возвращаются в лоно Церкви.
Поэтому, как
мне кажется (и это мои личные неофициальные мысли), изменения в Уставе УПЦ-КП решают
личные проблемы 85-летнего «патриарха Филарета» и консервируют его пожизненный
статус.
А, если
бы «патриарх Филарет» желал восстановления единства Православия в Украине, то не
давал бы посмертные советы, а искал бы путь, как еще при жизни возвратиться в
Церковь самому и привести увлеченную им в раскол Христову паству.
Спаси Господи!
ВідповістиВидалитио.Георгий, согласен с Вами на 100%
ну человек уже ведь заранее себя в раю видит)))
ВідповістиВидалитиТем не менее, они все-таки в ближайшем обозримом будущем отказались от выборов патриарха, что существенно облегчит диалог с УПЦ.
ВідповістиВидалити