Недавно довелось
быть на записи ток-шоу на одном из телеканалов. Тема была не простой –
несовершеннолетний преступник-убийца. И вот перед началом от редакторской
группы, а в ходе программы из зала прозвучало предложение – а может его в
монастырь?...
Редакторам я
ответил достаточно категорично: монастырь – не тюрьма и не исправительная
колония; в монастырь не отправляют, а идут добровольно. А на выкрик из зала
отреагировать не хватило времени программы. Но еще по ходу обсуждения, возникла
мысль, которая сформировалась уже по дороге домой. Сразу оговорюсь, что это мое
личное мнение, не претендующее на правильность. Я ведь не монах, и не мне
судить о монастырских уставах. Но, все же…
Монастырь в тюрьме
Меня всегда
смущала дореволюционная практика использовать монастырь в качестве тюрьмы. С
другой стороны, не для кого не секрет, что тюрьма пенетенциарной (от слова «раскаяние»)
и исправительной функции не выполняет. Наличие храмов в колониях – явление положительное,
но тоже не всегда эффективное с точки зрения воспитательной.
А что если
создать тюремный монастырь. В смысле монастырь внутри тюрьмы, внутри
исправительного учреждения. Монастырь с особым уставом, с особым отдельным от
тюремного общежитием. Естественно, принимать в него только добровольно. При
этом прописать невозможность пострига в монахи или принятия сана для отбывающих
наказание. Только послушники. Строгий устав, соединяющий молитву, труд и
образование. Полное самообеспечение и т.д. и т.п. Это могло бы помогать осужденным,
обратившихся к вере, или впервые оступившимся, раскаявшись, жить не по
воровскому закону, а по закону Божьему.
Единственная
проблема, где взять опытных духовно иеромонахов, готовых добровольно уйти в такое
специфическое заточение?
Но об идее
обязательно нужно рассказать нашему тюремному отделу. Может и удастся провести
такой эксперимент в одной из колоний.
Исправительный монастырь
Отбросив в начале
идею монастыря-тюрьмы как не соответствующую природе монашества, затем мне
вспомнилась одна проблема, которая не видна внешнему, по отношению к Церкви,
взору.
С каждым годом
растет количество архиереев, архимандритов, игуменов и иеромонахов.
Одновременно, часть из них, по тем или иным причинам, оказывается «за штатом»
или «на покое». Количество архиереев-«покойников» или монахов «без
определенного места служения» неумолимо растет. И не всегда это люди из тех «кому
за...» и, далеко не все, «пропащие». А, как тяжело духовно выживать монаху в
миру без монастырского послушания и правила, очевидно всем.
Кстати,
благополучные монастыри также без особого удовольствия принимают у себя
архиереев «на покое» или «заштатных клириков». И их можно понять.
В этой связи – предложение
для размышления. А не создать ли в Церкви закрытый монастырь, где добровольно,
но в строгости молитвы и послушания, могли жить наши нестарые и небольные «заштатники»
и «покойники». Без прислуги и келейников/келейниц, на полном самообслуживании и
содержании.
Мотивация проста.
Провинился, раскаялся, желаешь оставаться в Церкви и соблюдать монашеские обеты
и правила; - иди в такой духовно-пенитенциарный монастырь. А желаешь вольной
жизни – снимай клобук и рясу и возвращайся к жизни в миру.
В заключение еще
раз скажу, что это не более чем размышления человека, далекого от монашества и
никогда не увлекавшегося внутренним уставом монашеской жизни.
Хорошая идея.
ВідповістиВидалити